Александр Якимович

 

КОСМОГОНИЯ СИБИРИ. ИСКУССТВО НИКОЛАЯ РЫБАКОВА

 

 

Николай Рыбаков принадлежит к коренной породе художников Нового времени, которые приняли на себя функцию древних пророков, жрецов, учителей жизни и носителей вечной мудрости. Он множество раз напоминал об этом в своих многочисленных размышлениях, статьях, интервью, дневниковых записях (обращенных не только к себе одному, но и к остальному человечеству).

Пытаясь сказать всем и самому себе о своих целях, задачах и средствах, он писал в своем дневнике, что он хотел бы восстановить «песню первых людей земли», в которой «всплывает прошлое» (Дневник, 04.07.2010). За этими и подобными словами, сказанными или написанными художником-мыслителем, возникают контуры его философии. Наследие Рыбакова, созданный им корпус произведений – это не только и не столько совокупность картин, рисунков, акварельных набросков и прочих изделий ручной работы. Его задача – показать, что картина или рисунок есть лишь одна отдельная грань в большом творческом деянии, охватывающем несколько уровней постижения реальности.

Основные уровни таковы:

1. Интуитивный контакт, экстрасенсорное переживание бесконечного времени и бесконечного, энергетического пространства.

2. Научное знание о населении, истории, этнографии, фольклористике, религии и вообще культуре своего региона (как части нашего общего дома – планеты Земля и населяющего его человечества).

3. Попытки передать до разумное переживание и научное (иногда около научное или паранаучное) знание с помощью визуальных изображений, а эти последние охватывают и оптические средства, то есть достоверные детали природы и быта, и средства «иероглифические» (абстрактно-условные).

И потому живопись и графика Рыбакова столь всеядны и разновидны по своим стилевым параметрам – от реалистического бытового жанра (люди пасут скот, люди сидят у костра или идут по дороге, или беседуют друг с другом) до абстрактных знаковых форм, обозначающих архетипы нашего внутреннего мира или вечные послания от организующих Вселенную сил.

Само по себе такое моделирование себя самого как творящего жреца и служителя космогонических сил (в том числе глубинной мифо-истории) – это вовсе не редкость в русском искусстве на стадии краха советской империи. Мы, исследователи процессов развития этого искусства, замечали уже в 1970-е годы, что в художественно активных периферийных регионах России, как и в тогдашних «национальных республиках» (ныне самостоятельных государствах) проявляются отчетливые интересы в области «этноархаики», в поисках смыслов и ценностей глубинного раннеисторического и доисторического происхождения.

Alexander Yakimovich

 

COSMOGONY of Siberia. Art of NIKOLAY Rybakov

 

Nikolai Rybakov belongs to the indigenous breed of artists of the New age, who took on the function of the ancient prophets, priests, teachers of life and carriers of eternal wisdom. He reminded about it many times in his numerous reflections, articles, interviews, diary entries (addressed not only to himself alone, but also to the rest of humanity).

Trying to tell everyone and himself about his goals, tasks and means, he wrote in his diary that he would like to restore "the song of the first people of the earth", in which "the past emerges" (Diary, 04.07.2010). Behind these and similar words, said or written by the artist-thinker, there are contours of his philosophy. Rybakov's heritage, the body of works created by him is not only and not so much a collection of paintings, drawings, watercolor sketches and other handmade products. His task is to show that a picture or drawing is only one separate line in a large creative act, covering several levels of comprehension of reality.

The main levels are:

1. Intuitive contact, extrasensory experience of infinite time and infinite, energy space.

2. Scientific knowledge about the population, history, Ethnography, folklore, religion and the culture of the region (as part of our common home - the planet Earth and its inhabiting humanity).

3. Attempts to transfer experience to a reasonable and scientific (sometimes Okolona - UCEE or parascientific) knowledge with visual images, and these cover and optical means, that is, the authentic details of nature and life, and means "hieroglyphic" (abstract-symbolic).

And because the paintings and drawings Rybakov as omnivorous and diverse in their stylistic options – from a realistic genre (the people graze cattle, people sitting around the campfire or walking along the road or talk to each other) to abstract symbolic forms, meaning the archetypes of our inner world or the eternal messages from the organizing forces of the Universe.

In itself, such a modeling of himself as a creative priest and a resident of cosmogonic forces (including deep myth - history) is not uncommon in Russian art at the stage of the collapse of the Soviet Empire. We, the researchers of the development of this art, have noticed already in the 1970s that in the artistically active peripheral regions of Russia, as in the then "national republics" (now independent States), there are distinct interests in the field of "ethno-archaic", in the search for meanings and values of deep early historical and prehistoric origin

коллеция живописи Николая Рыбакова, Статья, галерея, контакты
Искусство Н.И. Рыбакова, Космогония Сибири, Статья, живопись 2013-2017
Назад
Искусство Н.И. Рыбакова, Космогония Сибири, Статья, живопись 2013-2017